Графская пристань в Севастополе

Графская пристань в Севастополе

Ажурная колоннада Графской пристани просматривается за памятником адмиралу Нахимову, что на одноименной площади. Графская пристань в Севастополе является исторически первой пристанью города, выстроенной почти сразу после его основания (в 1783 г.). Она была построена по приказу командующего Черноморской эскадрой графа Войновича. Свое название получила от местного населения, хотя официально изначально называлась Екатерининской.

Графская пристань является одной из достопримечательностей современного Севастополя. Архитектурно она представляет собой площадь, отделенную от уходящей в море широкой каменной лестницы, двумя рядами дорических колонн. Колонны поддерживают карниз с парапетом и образуют парадный вход (пропилени). Графская пристань дважды разрушалась и дважды восстанавливалась в своем прежнем виде.

Графская пристань получила свое название по титулу М. И. Войновича, командира Черноморского флота и портов, по приказу которого и была выстроена. И чья шлюпка приставала в этом месте.

История Графской пристани в Севастополе

Исторически Графская пристань в Севастополе была простым шлюпочным деревянным причалом, без архитектурных изысков. Затем – в 1787 году – к приезду в Севастополь Екатерины II командиром Черноморского флота и портов графом М. И. Войновичем была построена широкая каменная лестница, которую назвали Екатерининской.

С приходом к власти большевиков до 1941 года пристань именовалась «Имени III Интернационала», но название также не прижилось. В 1843 году Графская пристань была украшена 2 мраморными львами и 4 античными статуями (установленными в нишах колоннады) работы итальянца Фердинандо Пелличио. Две статуи сохранились.

Колоннада Графской пристани

Колоннада появилась в 1846 году, когда военным губернатором города был Михаил Лазарев. Губернатор решил облагородить внешний вид пристани. Он заказал проект военному инженеру Джону Уптону (англичанину, состоявшему на службе России). Уптон подготовил проект с колоннадой, но Николаю I (а в то время любой проект должен был быть утвержден на самом высоком уровне) колоннада не понравилась. И проект был утвержден без нее. По одной из версий царь просто не хотел тратить деньги на подобное излишество.

Лазарев предпринимал неоднократные попытки убедить императора пересмотреть свое решение – утвердить проект с колоннадой. Была даже придумана история про некого пьяного кучера, который якобы съехал в море по ступенькам неогороженной пристани. По другой версии, императору рассказывались все подобные байки, и что по ночам на пристань регулярно падают пролетки извозчиков. Наконец, император сдался. И теперь Графская пристань с колоннами, пережив две обороны города, стала символом Севастополя.

С пристанью связано множество исторических событий, о которых напоминают мемориальные доски: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 г.», «Здесь, ведя бой с противником 12 ноября 1941 г., погиб крейсер «Червона Украина» и др.

Моряки до сих пор считают Графскую пристань Севастополя принадлежащей речному флоту и стараются именовать ее причалом. Но исторически сложилось так, что в Севастополе все причалы и пристани приято именовать либо пристанями, либо стенками.

По традиции к Графской пристани могут причаливать катера с офицерами в должности не ниже командира корабля. Справа от пристани (в стороне железнодорожного вокзала) находится Минная и Телефонная стенки. Именно от Графской пристани ходит рейсовый катер, на котором можно добраться до Северной части города (путь займет около 10 минут). Уже с пристани видны Михайловский и Константиновский форты. Открывается вид на Севастопольскую, Корабельную и Южную бухты.

Сегодня Графская пристань является парадным причалом Черноморского флота, считается памятником классической архитектуры. После Синопского сражения именно на Графской пристани встречали адмирала Нахимова.

Панорама севастопольской Графской пристани

Прогуляйтесь по графской пристани на Google Панорамах

Или насладитесь видом колоннады на Яндекс Картах

Где находится Графская пристань

Адрес: Россия, Севастополь, Графская пристань

Координаты: 44°37′00″ с. ш. 33°31′36″ в. д.

Графская пристань в Севастополе

Древняя и славная история Севастополя, культурного, исторического и научного центра Крыма, порта приписки Черноморского флота России, начинается от главного причала – Графской пристани, своеобразных морских ворот города. Благодаря усилиям жителей это любимое место прогулок и туристических фото сегодня выглядит так же, как и полтора века назад.

Именно здесь в июле проводится ежегодное военно-морское шоу ВМС России, и взглянуть на впечатляющее зрелище приезжают гости со всего мира. На Графской пристани проводятся и другие флотские мероприятия, торжества в День защитника Отечества, отсюда отправляются многочисленные морские экскурсии, толпятся туристы.

  1. Историко-архитектурная справка
  2. С чего все началось
  3. Как появился нынешний облик Графской пристани
  4. Военные приключения архитектурной достопримечательности
  5. Экскурсии с Графской пристани
  6. Приметы для суеверных путешественников
  7. Как добраться до Графской пристани

Историко-архитектурная справка

С борта судна, заходящего в Севастополь, открывается величественная панорама белоснежной широкой лестницы с боковыми парапетами, увенчанная роскошной двойной колоннадой.

  • длина 18,2 м;
  • ширина 2,8 м;
  • высота 6,5 м.

Дорические колонны увенчаны антаблементом, по которому идет классический фриз, на аттике видна дата постройки «1846».

Адрес: Севастополь, рядом с домом площадь Нахимова, 4

Координаты GPS: 44.616942, 33.52691

Боковые арочные ниши украшают две сохранившиеся статуи из четырех, а подножие лестницы охраняют два мраморных льва, работы итальянского скульптора Пелличио.

лев

Материалом для ступеней и парапетов служит гранит. Колонны сложены из знаменитого инкерманского известняка, высоко ценимого еще древними римлянами. Такой грандиозной пристань стала не сразу.

С чего все началось

Заложенный в 1783 году, одновременно с основанием Севастополя, первоначально причал для шлюпок был построен из дерева и носил официальное наименование Екатерининская пристань. Так приказал князь Григорий Потемкин. Перед «Таврическим вояжем» императрицы в 1787 году лестницу из сосны срочно заменили на каменные ступени, однако впоследствии формальное имя главного пирса не прижилось.

Историческое название главные ворота Севастополя получили в честь графа Войновича, адмирала, командира Севастопольской эскадры и впоследствии главнокомандующего Черноморским флотом. По народной легенде граф терпеть не мог садиться в шлюпку и принимал парады и донесения, находясь на набережной Южной бухты. С 1925 по 1990 гг. пристань носила имя Третьего Интернационала.

Как появился нынешний облик Графской пристани

Разраставшийся город требовал «парадного» входа. Идея архитектурного шедевра принадлежит адмиралу М. П. Лазареву, который отстоял в столице проект талантливого архитектора, инженера и офицера на русской службе Джона Уптона. Лазарев не побоялся возразить самому императору Николаю I, который счел излишней колоннаду. На это понадобилось 6 лет, в 3 раза больше, чем на строительство пристани. Ансамбль был завершен в 1846 году.

достопримечательность

Военные приключения архитектурной достопримечательности

В период Крымской войны 1853 – 1856 гг. Графская пристань получила настоящее боевое ранение, когда рядом с берегом взорвались запасы пороха на барже. Разрушения подробно описаны в «Севастопольских рассказах» Льва Толстого, однако скоро весь комплекс был восстановлен.

В ноябре 1920 года с главного пирса Севастополя прошла эвакуация Белой армии Врангеля, покинул Крым и сам главнокомандующий на крейсере «Генерал Корнилов».

Пострадал памятник истории во время Великой Отечественной войны. В ходе массированного обстрела города несколько десятков снарядов попало в Графскую пристань. Осенью 1941 года после 10 дней боя возле нее был затоплен крейсер «Червона Украина», о чем можно прочесть на памятной табличке.

табличка

К стенам пилонов колоннады прикреплены несколько мемориальных досок:

  • о визите на пристань вице-адмирала Нахимова после Синопского сражения;
  • о подвиге моряков боевого корабля «Червона Украина» в 1941 году;
  • о начале восстания на «Очакове» в 1905 году и встрече крейсера с останками П. П. Шмидта в 1917 г.;
  • об эвакуации с пристани 150 тыс. чел. в 1920 г.;
  • об освобождении Севастополя в мае 1945 г.

Экскурсии с Графской пристани

В настоящее время от Графской пристани регулярно совершаются рейсы на северную сторону и начинаются экскурсии для туристов. Расписание катеров регулярно обновляется.

Среди предлагаемых гостям маршрутов:

  • обзор города с моря;
  • осмотр Константиновской батареи, закрывавшей вход в Севастопольскую бухту;
  • парад кораблей и салют с борта катера в день ВМФ;
  • архитектурно-исторический комплекс древнего Херсонеса;
  • тур по бухтам Севастополя.

пристань

Приметы для суеверных путешественников

  1. Жена, которая мечтает о блистательной морской карьере супруга, должна спуститься по серединке лестницы сверху до самого моря, ни с кем не разговаривая по пути и сосредоточившись на желаемой должности мужа.
  2. Лев-охранник исполнит загаданное желание, если вложить руку ему в пасть.

Как добраться до Графской пристани

Изучая исторический центр Севастополя и его архитектурные памятники, кафе и музеи, трудно пропустить величественную колоннаду из белого камня на площади Нахимова. Буквально в нескольких метрах находится дом № 4, стоящий на проспекте Нахимова. Он служит ориентиром в большинстве путеводителей. Сама пристань не имеет адреса.

Координаты пристани на карте 44°37′00″ с. ш. 33°31′36″ в. д.
Координаты для навигатора: 44.616942, 33.52691.

белые ворота

До площади Нахимова с северной пристани ходит катер по расписанию. На суше удобно воспользоваться троллейбусом № 3, 5, 7, 9, 12, 13 либо маршрутным такси № 12, 17, 109, 110, 112.

Стоя на площади, повернитесь лицом к морю и пересеките площадь, спускаясь вниз. Ориентируйтесь на памятник Нахимову впереди. Через пару минут перед вами засияют белоснежные колонны, за которыми начинается лестница к Графской пристани и бухте.

Не упустите шанс прикоснуться к истории и душе города, с которой связано это архитектурное сооружение – символ Севастополя.

Графская пристань в Севастополе

Графская пристань в Севастополе

На историю Крыма Графская пристань в Севастополе оказала наибольшее влияние — как политическое, так и культурное. Указ о закладке этого места издала Екатерина Великая, и с тех пор пристань считается чуть ли не главными вратами Черноморского флота. С позиции же императорского двора Графская пристань была одним из наиболее важных приграничных объектов. Через шестьдесят лет своего существования пристань обрела торжественный вид — появились мраморные скульптуры и дорическая колоннада.

Искать достопримечательность необходимо в Южной бухте — на ее западной стороне. Ближайшие ориентиры — Морской вокзал, памятник Затопленным кораблям и площадь Нахимова. GPS-координаты: 44°37′1″N (44.616942), 33°31′37″E (33.52691). Нами отмечена Графская пристань на карте Севастополя, так что вы без труда сумеете отыскать объект.

История возникновения пристани

Изначально на месте Графской пристани располагался деревянный причал — тут швартовались лодки, хозяева которых плыли в северные районы города. Так было с 1783 года. К прибытию Екатерины Второй деревянные ступени демонтировали и заменили на каменные — это случилось в 1787 году. Объект получил название Екатерининской пристани, а каменная лестница простояла в неизменном виде несколько десятилетий. Графской пристань сделалась благодаря авторитету Марка Войновича, в ту пору возглавлявшего ЧФ на полуострове.

Если же говорить о «парадной» составляющей, то подлинная история Графской пристани в Севастополе началась значительно позже. Город стремительно разрастался, и название объекта перестало соответствовать его облику. Адмирал и знаменитый путешественник Михаил Лазарев вознамерился превратить пристань в туристическую жемчужину Севастополя. Мысли об этом начали посещать Лазарева еще в 1834 году. Тогда адмирал возглавлял Черноморский флот и занимал почетную должность градоначальника.

Графская пристань в прошлом

Отметим, что Лазарев нуждался и в причалах военного назначения. Первые планы по модернизации причала были представлены Николаю Первому в 1837 году. Проектом занялся инженер Уптон, приложивший руку к знаменитой Башне Ветров. Масштабная реорганизация портовой территории началась в 1844 году и растянулась на два года. Вот несколько интересных фактов, касающихся проектирования и строительства Графской пристани:

  1. Изначально Николай Первый выступил против колоннады, которую Лазарев считал важным украшением (дискуссия растянулась на несколько лет, но мореплаватель добился своего).
  2. Количество лестничных маршей увеличилось до четырех.
  3. Завершение работ пришлось на 1846 год.
  4. Мраморные скульптуры львов изваял Фердинандо Пелличио.
  5. Рядом с колоннадой также располагались караульные домики.

Две войны

Крымская война стала наиболее трагичным событием для Графской пристани. В августе 1855 года произошел взрыв баржи, под завязку нагруженной порохом. Судно взорвалось рядом с причалом, что привело к катастрофическим разрушениям в гавани. Графская пристань (Севастополь), фото которой вы видите перед собой, была уничтожена. Пострадала и городская застройка — рухнули здания, расположенные на сравнительном удалении от берега.

Графская пристань Севастополь фото

Первоначальный вид пристань обрела в 1867 году после масштабной реконструкции. Последующие исторические события также не пошли на пользу сооружению. Значительные повреждения были нанесены Графской пристани в период Второй мировой. Восстановление достопримечательности было начато в 60-е годы прошлого столетия, но процесс растянулся на 20 лет. Нынешний вид набережная обрела в 1988 году.

Чем пристань привлекает туристов

Графская пристань всегда была в центре событий, определяющих историю Крымского полуострова. Поэтому здесь на каждом углу встречаются мемориальные доски, расширяющие кругозор путешественника. Например, если вы будете смотреть на пристань со стороны бухты, то сможете увидеть доску, установленную в честь победы адмирала Нахимова в Синопской битве (1853 год). Есть памятные дощечки, связанные и с другими эпохальными событиями:

Вы читаете статью на сайте о путешествиях braindepot.ru — если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях, пусть ваши подписчики и друзья, которые не меньше нашего любят путешествовать оценят эту заметку!

  1. Отбытие лейтенанта Шмидта на крейсер «Очаков» с последующим принятием командования над революционными матросами (1905 год).
  2. Освобождение Севастополя от фашистов и поднятие военно-морского флага (1944 год).
  3. Поражение солдат Врангеля и отбытие с Графской пристани нескольких тысяч русских эмигрантов (1920 год).
  4. Уничтожение крейсера «Красная Украина» в период ВОВ.

история Графской пристани в Севастополе

Сейчас Графская пристань относится к числу визитных карточек Севастополя, поэтому объект включен во все туристические путеводители. Общий вид набережной мало отличается от достопримечательности, впервые построенной около двухсот лет назад. Площадь Нахимова с линией причала связывает монументальная гранитная лестница, основу которой составляют четыре продольных марша. Края лестницы ограничены каменным парапетом.

Подножье лестницы обозначено подпорными стенами и установленными на них мраморными львами. Это символические стражи Севастополя, взоры львов устремлены в морскую даль. Верхнюю площадку конструкции венчает арочная колоннада, которой севастопольцы могли лишиться по приказу императора. Дорические колонны придают набережной чарующий вид, это главный элемент всего комплекса. Античный стиль создает ощущение монументальности — вам кажется, что проект создавался больше тысячи лет назад.

Графская пристань на карте Севастополя

Канелюрованные колонны сгруппированы в два ряда и украшены каймленным фризом. Всю эту красоту венчает аттик с выбитой резчиками датой постройки. Боковые пропилеи оборудованы нишами, внутрь которых помещены статуи древних богов. Изначально фигур было четыре, но до наших дней сумели дожить лишь две из них.

Практическая информация

Если вас заинтересовала Графская пристань в Севастополе, ничто не мешает ее посетить — вход свободный для всех желающих. От пристани регулярно отчаливают экскурсионные прогулочные катера, с помощью которых можно добраться в отдаленные севастопольские бухты. Обычно стоимость морского путешествия связана с габаритами судна — чем больше корабль, тем дороже обойдется экскурсия. Средняя цена прогулки составляет порядка 800-1200 рублей.

А вот добираться до пристани лучше всего через площадь Нахимова — эта необременительная прогулка отнимет у вас порядка четырех минут. Данный район местные жители называют Старым городом, а раскинулась пристань в самом сердце исторической застройки. Попасть сюда можно тремя способами:

  • троллейбус (номера 12, 3, 7, 5, 13 и 9);
  • маршрутка (107, 110, 109 и 112);
  • катер (курсирует между Северной стороной и Графской пристанью каждые 15 минут).

красивая фотографии Графской пристани

Средняя стоимость проезда на общественном транспорте в Севастополе колеблется в пределах 10-15 рублей. Так что самостоятельная поездка получится бюджетной и весьма познавательной. Следует учесть, что неподалеку от пристани расположено множество других достопримечательностей (Вечный огонь, Мост влюбленных, Морской аквариум-музей), поэтому стоит отвести на посещение набережной побольше времени. Если останутся силы на посещение Артбухты, обязательно взгляните на Памятник затонувшим кораблям, а детей сводите в Севастопольский дельфинарий. Приятного отдыха!

Графская пристань: описание, история, как добраться, архитектура, фото

Графская пристань в Севастополе

Достопримечательности Крыма

Жемчужиной России с благоговением называла Крым великая императрица Екатерина. Да и как его назвать по-другому. Достаточно хотя бы раз там побывать, чтобы понять всю справедливость этого утверждения.
Севастополь можно считать одним из красивейших городов этой «жемчужины», вошедшим в историю благодаря невероятному мужеству российских моряков и жителей города, ставших на защиту своей Родины. Во время боевых действий многие исторические памятники Севастополя постоянно разрушались. И только благодаря усилиям жителей они каждый раз восстанавливались и сегодня, как и 150 лет назад радуют гостей города. Если бы не старания горожан, не видать бы нам знаменитой пристани Севастополя. Что является лицом города? Аэропорт, вокзал? Может быть, только все это не про наш город. Вот уже 160 лет как гостей города, прибывающих с моря, встречает Графская пристань. Горожане очень гордятся этой достопримечательностью. Фотографии с пристанью украшают практически все рекламные туристические буклеты и брошюрки.

  1. История Появления Графской пристани
  2. История пристани до начала Великой Отечественной Войны
  3. Графская пристань во время Великой Отечественной войны
  4. После войны
  5. Как добраться
  6. Описание пристани
  7. Мемориальные доски
  8. Архитектура площади Нахимова

История Появления Графской пристани

Графская пристань

Графская пристань в Севастополе-Крым

Первый причал в районе сегодняшней площади Нахимова соорудили еще в 1783 году. Перед приездом в город императрицы Екатерины Второй было решено срочно провести некоторые работы по улучшению и благоустройству города. В результате деревянные ступени причала были заменены на каменные. По приказу князя Потемкина новая пристань стала называться Екатерининской.
Императрица, вдоволь налюбовавшись красотами Севастополя, благополучно отбыла. Как же пристань получила свое сегодняшнее название? Дело в том, что граф М. Войнович занимавший тогда пост главнокомандующего Черноморским флотом, проживал на собственном хуторе на Северной стороне и, прибывая в город на катере, постоянно пользовался Екатерининской пристанью. Народ быстро это подметил и дал пристани собственное название. С тех пор, даже в советское время пристань называлась Графской.
Спустя около 60 лет после посещения Севастополя великой императрицей руководство решило, что городу просто необходим парадный вход с моря.
Создать такой грандиозный проект поручили военному инженеру Джону Уптону. Он предложил свой вариант в октябре 1844 и после одобрения властей принялся за работу, которая продлилась около двух лет.

История пристани до начала Великой Отечественной Войны

Графская пристань Севастополь

Графская пристань Севастополь

Графская пристань создавалась для украшения Севастополя, однако во время боевых действий ей неоднократно «доставалось». Во время первой обороны Севастополя по решению командования через пристань шло снабжение города боеприпасами и продовольствием. В августе 1885 года произошел «несчастный случай», когда одна из ракет противника попала в баржу с взрывчаткой. Взрыв вызвал колоссальные разрушения.
Были и другие печальные события, свидетелями которых стала Графская пристань. Ноябрь 1920 год. Войска Красной армии под командованием М. В. Фрунзе прорывают оборону войск генерал-лейтенанта Врангеля и двигаются на Севастополь. Врангель, пытаясь избежать лишних жертв, отдает приказ эвакуироваться. В течение нескольких дней Севастополь и Крым покидают около 150 тысяч человек, из которых более 70 тысяч солдаты и офицеры.
В 1925 году пристань получает новое имя. Теперь она называется пристань Третьего Интернационала!

Графская пристань во время Великой Отечественной войны

Графская пристань Севастополь

Графская пристань

Осенью 1941 года возле Графской пристани находился знаменитый крейсер «Червона Украина». Двадцать дней судно вело огонь по врагу. Самый большой урон противник понес 11 ноября, когда орудия крейсера уничтожили 3 батареи врага, 18 бронетранспортеров, три роты солдат. Однако противник жестоко отомстил за свои потери на следующий день.
Крейсер был атакован с воздуха бомбардировщиками «Люфтваффе» и после прямого попадания 6 авиабомб корабль затонул.
Был у Графской пристани и свой праздничный день. 9 мая 1944 года над пристанью был вновь водружен Военно-морской флаг СССР!

После войны

Во время работ по восстановлению почти разрушенного города, была отремонтирована и пристань. Лестницу реконструировали по проекту А. Михайленко и В. Артюхова, а в 1988 году смогли восстановить и колоннаду. Город сделал ее своей визитной карточкой, которую с удовольствием показывают гостям Севастополя. С тех пор мало что изменилось. Разве что после вхождения Крыма в состав России значительно увеличился поток людей, желающих полюбоваться на всю эту красоту

Как добраться

Графская пристань относится к числу главных достопримечательностей не только города Севастополя, но и всего Крыма, поэтому добраться до нее на общественном транспорте не представляет никакой сложности. Например, от железнодорожного или автовокзала. Вы можете сесть на троллейбусы под номерами: 1, 3, 7, 9 или маршрутные такси № 4, 84, 109, 110, 112 и проехать на них до остановки — площадь Нахимова.

Описание пристани

grafskaya_pristan

Севастополь-Крым

Сегодня Графская пристань состоит из лестницы и колоннады. Инженер — полковник Джон Уптон в качестве основы взял образцы античной архитектуры, придав пристани черты классического стиля. К примеру, сдвоенная колоннада сделана по всем правилам дорического ордена. Колонны несут на себе антаблемент, увенчанный аттиком. На нем мы видим выпуклые цифры обозначающие год постройки сооружения. Четырьмя маршами в направлении моря спускается широкая лестница, сделанная из инкерманского камня. По бокам ее украшают мраморные львы, созданные знаменитым скульптором Фердинандо Пелличио.

Мемориальные доски

Многие моменты героической истории Графской пристани и Севастополя запечатлены на мраморных мемориальных плитах, размещенных на территории. Они были поставлены в память об освобождении Севастополя от фашистов, а также в качестве напоминания о людях, которые были вынуждены покинуть свою Родину во время братоубийственной гражданской войны, в честь героев легендарного крейсера «Червона Украина» и многих других.

Архитектура площади Нахимова

Пристань окружает много известных достопримечательностей города — героя Севастополя. Сама по себе она является частью архитектурного ансамбля площади Нахимова. Ее украшают памятник самому адмиралу, бывший Екатерининский дворец и Морской вокзал. Здесь же находится Мемориал героям, защищавшим город в годы Великой Отечественной Войны, Портофлотские причалы и памятный знак, поставленный в честь двухсотлетия Севастополя.

Такова история одной из самых известных достопримечательностей Крыма и города Севастополя. Это архитектурное произведение прекрасно как при свете солнца, так и в лучах ночной подсветки. Поэтому если вам однажды доведется побывать в славном городе Севастополе, не упустите возможность, отправляйтесь на площадь Нахимова. Полюбуйтесь морем и кораблями. Сфотографируйтесь рядом с мраморными львами и другими достопримечательностями. Пройдитесь по широкой каменной лестнице. Эти фотографии не только украсят ваш туристический альбом, но и останутся приятными воспоминаниями на всю оставшуюся жизнь!

Графская пристань — морские ворота Севастополя

Величественные белые колонны, уже много лет украшающие город-герой Севастополь – это и есть Графская пристань. Один из главных памятников архитектуры, она видела на своем веку многие события, пережила войны и жестокие сражения, и сегодня гордо предстает перед жителями и гостями Севастополя.

Фото Графской пристани:

grafskaya-pristan-2

grafskaya-pristan-3

grafskaya-pristan-4

grafskaya-pristan-6

grafskaya-pristan-7

grafskaya-pristan-8

Справочная информация

Графская пристань находится в Нахимовском районе Севастополя. Это фактически ворота города, откуда отправляются катера на другую сторону города. Является не только достопримечательностью, но и важным транспортным объектом. К памятнику ведет широкая парадная лестница. А сам он сделан из редкого камня, причал же – деревянный. Окружают причал скульптуры в виде льва.

Как создавались главные врата города

Кажется, Графская пристань существовала всегда. В тот период еще не появился всем известный город-герой, а будущие «зачатки» памятника уже были образованы. Фактически, это и есть первый объект в истории создания Севастополя. Тогда причал выглядел серо и уныло, выполнен в деревянном стиле.

Пройдет много лет, прежде чем его облагородят. Мысль сделать из неказистого причала визитную карточку города, соответствующую гордому названию – Графская пристань – принадлежала военному, в те времена командиру Черноморского флота М. П. Лазареву.

Историческое фото Графской пристани

Эту почетную и трудную миссию поручили иностранному архитектору Д. Уптону. В 1838 году начал разрабатываться проект, и его результаты отправлены Николаю первому, которому не понравились колоннады. Но они были главной задумкой архитектора, и он убедил правителя оставить эту деталь. В 1846 году строительство закончилось. Теперь Графская пристань имела поистине царский вид, который разбавили еще одной изюминкой: скульптурами мраморных львов.

Во время Крымской войны архитектурный памятник серьезно пострадал. Людям пришлось вновь возводить свои главные портовые ворота.

Второй удар пришелся на годы Великой Отечественной войны. Разрушенный в период сражений за Севастополь, причал очень долго восстанавливали. Прошло почти 20 лет, прежде чем Графская пристань окончательно восстала из пепла.

Видео обзор пристани:

Памятник сегодня

Графская пристань – это любимая достопримечательность местного населения. Здесь с удовольствием гуляют, фотографируются не только горожане, но и туристы. Ведь отсюда открывается захватывающий вид на Севастополь.

Выпускной у школьников или студентов, военный парад моряков, свадьба, свидание влюбленных – какие только события не встречала Графская пристань. Особенно красива она вечерами. Свет колонн, вид на другой берег Севастополя, шум моря – сплошная романтика. А кто-то ждет здесь своего любимого моряка из дальнего плавания.

Записки севастопольского экскурсовода. Графская пристань

Гости города даже загадывают здесь желание. Считается, что если кинуть монетку на ступеньку пристани, то заветная мечта обязательно сбудется.

Графская пристань сегодня

Кроме того, в этом районе полно развлечений. Постоянно играет живая музыка, часто проводятся фестивали, продают памятные сувениры. Отсюда отправляются экскурсии.

Белокаменная Графская пристань – визитная карточка Севастополя

Красивые бухты города-порта украшены элегантными причалами. Графская пристань является самой знаменитой пристанью, которая расположена на берегу южного участка городской бухты. История достопримечательности тесно переплетается с историей города от его появления и до современности. С этого места открывается красивейший вид на другие бухты, живущие своей отдельной жизнью. Отсюда гости и горожане любуются кораблями, встречают моряков, которые возвратились из длительного рейса. Здесь собираются выпускники, для того чтобы встретить рассвет.

Обязательно совершите короткое морское турне по бухтам города. В этом путешествии Севастополь покажет вам свой истинный облик. Вы увидите замершие в бухте военные корабли, пропитаетесь морским духом и заберете с собой яркие воспоминания.

История строительства

Простое деревянное сооружение возникло в 1983 году, в тоже время, когда строились городские и портовые здания. В 1787 году, к визиту в Севастополь венценосной Екатерины II, пристань переименовали в честь королевской особы. Переназвали в Екатерининскую и самую старую улицу, носившую раньше название Балаклавской дороги. Новое название не прижилось. Горожане, матросы использовали словосочетание «Графская пристань». Здесь часто пришвартовывалась лодка графа М.И. Войновича, командовавшего в то время местной эскадрой.

Через несколько десятков лет деревянные ступени пристани пришлось заменить каменными и провести реконструкцию.

Благоустройством строения занялся главный командир флота, губернатор М. П. Лазарев. Разработанный английским инженером Д. Уптоном проект предоставили на согласование Николаю I. Предлагалось возвести площадку и колоннаду из камня, которые бы оградили лестницу и украсили пирс. Императору не понравилась лучшая часть комплекса – колоннадная галерея. Для начала с обеих сторон лестницы выстроили павильоны.

Лазарев упорно пытался осуществить задуманное. Для этого он несколько раз обращался к правителю и даже использовал довод, будто какой-то уважаемый горожанин, в нетрезвом состоянии, скатился с лестницы и упал в воду. В конечном итоге, в 1844 году, император дал разрешение и недостающий объект достроили.

При Лазареве сооружение украсилось:

  • Ступенями из камня;
  • Элегантными колоннами;
  • Львами из мрамора, которых изваял итальянский мастер Ф. Пелличио.

Изначально в нишах было установлено четыре статуи, но вовремя Крымской войны пара, обращенная к городу, пропала. Осталось только две статуи, которые смотрят в сторону моря. Их можно увидеть и сейчас.

Графская пристань приобрела свой окончательный вид в 1846 году.

Как и хотел адмирал, пристань по праву считается главным торжественным причалом города «в тельняшке». Широкие, парадные ступени, оформленные в несколько маршей, поднимаются от моря к белокаменной галерее с колонами. Края ступеней ограждены подпорными стенками. Изящные дорические колоны, 12 на две стороны, служат опорой строгому классически оформленному фризу с карнизом. Эти элементы образуют парадный вход, так называемые пропилеи. На высоком парапете указана дата окончания строительства.

  • Высота – 6,5 метров;
  • Ширина – 2,8 метра;
  • Длина – 18,2 метра.

Графская пристань стала своего рода символом города Севастополь. Ее изображения часто встречаются на открытках, фотоснимках, картинах.

Знаменательные даты в судьбе пристани

С архитектурным памятником прошлого столетия связано много судьбоносных событий:

  • С этого места в 1954 году обеспечивалась поставка боеприпасов, оружия, продуктов питания некоторых оборонительных точек. Здесь же соорудили пункт связи, через который передавались послания на Северную сторону;
  • В 1855 году пристань почти разрушил мощный взрыв от вражеского снаряда, попавшего в баржу с порохом.

Через некоторое время ее восстановили, она приобрела практически такой же вид, как и до войны. На мемориальных таблицах выгравированы надписи, читая их можно узнать историю города Севастополь и его флота. Они напомнят о торжественных и памятных датах:

  • О героической гибели в 1941 году крейсера «Червона Украина»;
  • О прибытии в Севастополь в 1853 году адмирала Нахимова и его торжественной встрече.

Архитектура сооружения

В самом начале своего существования пристань состояла из четырех пологих маршей из гранита, которые по желанию инициатора строительства адмирала Лазарева были удлинены. Благодаря этому на северной части террасы удалось разместить караульный домик и въезд для карет.

Спустя три года возвели еще один караульный домик в стиле русского классицизма. Его дополнили фронтальными нишами, в которых установили статуи из мрамора, и колонами, расставленными по углам.

Своеобразными сторожами сооружения стали мраморные львы работы талантливого скульптора Ф. Пелличио. Изваяния специально для причала привезли из солнечной Италии.

Главный городской причал отделяется от центральной площади Нахимова канелюрованными колонами.

Современная Графская пристань сейчас, как и в былые времена, является парадными морскими воротами города, его символом. К тому же она выполняет функцию пристани военного порта. Ежегодно в Севастополь приезжают тысячи туристов, чтобы увидеть собственными глазами прекрасный вид, который открывается отсюда на Севастопольскую бухту. В вечернее время можно насладиться музыкой, которую исполняет оркестр, расположившийся на одной из террас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествуем по всему миру