Этот объект имеет не только стратегическое значение для Финляндии и России, также по Сайменскому каналу проводят экскурсии и туры, а более искушенные устраивают рыбалку, так что водоем можно смело назвать достопримечательностью. Отправляясь в туры по Сайменскому каналу, можно увидеть не только великолепие местной природы, но и обратить внимание, что вдоль берегов расположены поселки, городки, разбиты садоводства, и даже есть крупная база отдыха. В районе садоводств нередко встречаются небольшие песчаные пляжи, которые также активно используют туристы.
Экскурсии по Сайменскому каналу круизы и яхтинг
Оценить уникальную красоту природы и необыкновенную конструкцию Сайменского канала можно отправившись в путешествие с турфирмой или на арендованной яхте. Сезон круизов по каналу обычно открывается с середины мая и длится до сентября. Вид, открывающийся туристам, действительно необыкновенен: это уникально спроектированные мосты, кристально чистые озера с множеством рыб и берега, поросшие густым лесом.
По берегу Сайменского канала проходит дорога Выборг — Брусничное — Нуйяма — Лаппеенранта, по которой опытные путешественники наверняка много раз ездили в Финляндию. Путешествуя на теплоходе, довольно любопытно взглянуть на эту дорогу с воды.
Отправиться в путешествие о Сайменскому каналу можно двумя способами − с турфирмой или самостоятельно.
- С турфирмой. Обычно турфирма предлагает двухдневную поездку с ночёвкой в Лаппеенранте. Стоимость такого тура составляет 200-250 евро на человека.
- Самостоятельно. Можно самому купить билеты на теплоход, курсирующий межу Выборгом и Лапеенрантой. Сделать это можно петербургском офисе компании Saimaan Matka verkko Oy или на сайте компании. Стоимость поездки составит около 50 евро на человека в один конец.
На яхте по Сайменскому каналу
Для тех, кто собирается бороздить просторы канала на собственной яхте, полезно знать, что перемещаться по финской стороне канала можно бесплатно. С канала можно заплыть в культурный центр Выборг или Лаппеэнранту, а также в Финский залив.
Туры по Сайменскому каналу
С весны по осень есть круизы из Выборга и Санкт-Петербурга в Лаппеенранту. В ходе таких путешествий посещают и некоторые другие финские города, все зависит от выбранной программы, туроператоры предлагают разные программы.
На теплоходе предлагается ужин по системе «шведский стол» стоимостью 19 евро. На первый взгляд это дорого, но учтите, что за пару сэндвичей и мороженое в буфете корабля придется отдать примерно столько же. В то время как в цену шведского стола входят салат-бар, несколько горячих блюд с гарнирами и кофе. Кроме того, в ресторане на корабле обычно устраивают караоке. И песни обычно звучат здесь на финском языке, понаблюдать, как поют хором жители Суоми, очень любопытно. Если вы окажетесь на корабле в сумерки, не забудьте полюбоваться эффектным отражением береговых фонарей в темной воду канала.
Туры по Сайменскому каналу обычно занимают от 2 до 3 дней, есть комбинированные варианты, когда в Финляндию плывут по каналу, а обратно добираются на автобусе (что быстрее). Вообще, Сайменский канал достаточно интересное место. Это красивая природа, а на его берегах сохранилось много достопримечательностей (старые шлюзы, памятные знаки и памятники). Путешествие по нему даст возможность послушать природную тишину, полной грудью вдыхать пропитанный еловым и сосновым ароматом воздух, следить за безмятежным отражением облаков, плывущим по тихой воде, и участвовать в традиционных финских развлечениях – все это подарит вам короткое, но чрезвычайно насыщенное путешествие по Сайменскому каналу.
Когда лучше отправиться в тур по Сайменскому каналу
Путешествия хороши во все времена года, но по Сайменскому каналу лучше всего прокатится именно летом. Дело в том, что любоваться красотой канала лучше с открытой верхней палубы, поскольку внутренние помещения на корабликах достаточно тесные и не обеспечивают хорошего обзора. А в ветреную финскую осень или весну выдержать дольше 15-20 минут на открытой палубе практически невозможно.
Чего не стоит ожидать от круиза по каналу на теплоходе
Чтобы поездка по Сайменскому каналу оправдала ваши ожидания, учтите, что от тура не стоит ожидать таких же живописных пейзажей, как от круиза, например, по Волге. Канал создавался прежде всего для перевозки грузов, так что здесь не будет разноцветных деревушек с золотыми церковными куполами и живописных лодочек, пришвартованных к крутым берегам. Зато, путешествуя по Сайменскому каналу, можно наслаждаться видами густых еловых лесов по берегам и бескрайним небом, отражающимся в тихой воде. Не ждите от круиза крутых поворотов и виражей.
Что учесть при прохождении таможенного контроля в Лаппеенранте
Сайменский канал, является одним из самых красивых мест в мире. А из-за своего территориального статуса ещё и одним из самых труднодоступных. Чтобы его увидеть необходимо иметь Шенгенскую визу, которая даёт право проезжать в приграничную территорию, начинающуюся недалеко от города Выборг в Ленинградской области и продолжающуюся до самой границы с Финляндией. Но и в этом случае вы сможете увидеть его только из окна проезжающего по дороге в приграничной полосе автомобиля или автобуса. Остановка на берегах канала категорически запрещена — граница.
Не забывайте о пограничном контроле, который ждет вас по прибытии в Лаппеенранту
Как ни странно, сотрудники таможни здесь часто более придирчивы, чем на «земных» пропускных пунктах. Сумки и чемоданы проверяют довольно часто, безжалостно изымая запущенные к ввозу Финляндию молочные и мясные продукты.
Duty Free
На пассажирских судах, курсирующих по Сайменскому каналу из России в Финляндию, работают магазины в Duty Free. Цены на алкоголь и косметику здесь в несколько раз выше, чем в приграничных магазинах Duty Free, но ниже, чем в Финляндии.Не забудьте, что алкоголь запрещено провозить, если вы въезжаете в Суоми менее, чем на 72 часа.
Рыбалка на Сайменском канале
Объективно говоря, Сайменский канал плохое место для рыбалки. На территории России на это повлияло браконьерство, которое продолжается и по сей день. В канале водятся следующие виды рыб: щука, судак, окунь, плотва, ерш, уклейка, густера, лещ, налим, красноперка. Изредка могут встречаться и другие виды рыб, которые заплывают из Финского залива.
Наиболее интересные места для рыбалки на Сайменском канале с российской стороны (к которым есть свободный доступ) это Новинский залив (между Павловским мостом и шлюзом «Брусничное»), а также бухта Защитная (окончание канала). Но в целом, ехать сюда на рыбалку – плохая идея, крупной рыбы практически нет, а если она и попадается, то очень редко.
Местные жители рыбалкой не увлекаются, несмотря на то что плотва здесь практически сама выпрыгивает на берег, финны почему-то ее не используют в пищу. Ловят ее в основном туристы из России. В конце весны на троллинг лучше всего клюет лосось и форель. Круглый год ловится щука. Кроме того, здесь много налима, его часто удят на блесну и баланс. Из-за больших размеров водоема определить, где спряталась рыба, не так-то просто. Однако умелый рыбак всегда вернется с Саймы с хорошим уловом. Природа здесь чиста и нетороплива, способствует умиротворению, располагает к размышлению и созерцанию. Прекрасный отдых будет вам обеспечен!
Достопримечательности Сайменского канал
Что касается искусственных водных сооружений, Сайменский канал – единственный в России, который ведет в соседнюю страну — Финляндию. Но современная Россия им не пользуется, а вот для Финляндии он обеспечивает удобный выход в Балтийское море.
Шлюзы
Шлюзы – специальные устройства, позволяющие судам преодолеть большой перепад воды − один из самых интересных моментов путешествия по каналу. Всего придется преодолеть 8 шлюзов: 5 на российской стороне, и 3 – по другую сторону границы. Наибольший перепад уровня на последнем шлюзе «Мялкия» и составляет 12,4 метров.
Обязательно выйдете на палубу, чтобы полюбоваться быстротой и точностью работы шлюзов. На Сайменском канале, в отличие от круизов по судоходным российским рекам, теплоход не останавливается перед воротами шлюза в ожидании, когда они распахнутся. Здесь шлюзы автоматически открываются при приближении судна, подобно дверям в супермаркете. На то, чтобы заполнить шлюз водой и поднять кораблик на 10 метров уходит всего насколько минут.
Старый канал
Рядом с четвёртым по счету (если ехать из России в Финляндию) шлюзом под названием «Илистое» (финское имя − Lietjärvi) расположено старое русло канала, которое использовалось до реконструкции 1960-х годов. Сейчас оно сохраняется в рабочем состоянии для тех случаев, когда необходим экстренный водосброс воды.
Озеро Нуйяманйярви
После шлюза под названием Пялли теплоход выходит в открытое озеро Нуйяманйярви. Здесь хорошо смотреть на синюю водную гладь с небольшими гребешками волн и летающих над дней чаек. Также озеро интересно тем,что именно по нему проходит официальная граница России и Финляндии.
Озеро Сайма
Поле последнего шлюза Малкия (Mälkiä) теплоход входит в знаменитое озеро Сайма – крупнейшую и красивейшую водную систему Финляндии, великолепными видами которой можно любоваться бесконечно.
Мосты через Сайменский канал
Всего через канал перекинуто 14 мостов, из них 7 находятся на территории России (6 автомобильных и железнодорожный). Самое важное значение из автомобильных мостов имеют два: через Гвардейский пролив, а также Павловский мост (трасса «Скандинавия»). Стоит отметить, что периодически на этих местах ставят КПП, на которых проверяют паспорта.
Влияние канала на экономику страны
Ежегодно через канал проходит 2 млн тонн разного груза, который доставляется не только в Финляндию, но и другие страны Европы. По обоим концам водного пути стоят портовые города Выборг и Лаппеенранта. Канал положительным образом сказался на состоянии экономики Финляндии (особенно восточной части). Здесь стоит отметить только одну цифру: более 70% всего грузооборота по каналам приходилось именно на Сайменский. Через него вывозили огромное количество пиломатериалов, более 50% от всех, которые производились в Финляндии.
Характеристики канала
Длина канала составляет чуть более 53 км и большая часть — 34 км, принадлежит Финляндии, а остальную (около 23 км) финны вот уже более 50 лет арендуют и активно используют в своих целях. Максимально количество судов, которые сегодня могут походить через Сайменский канал, приблизительно равняется 11000. Перепад высоты от устья до озера Сайма – 75,7 метров. Минимальная глубина фарватера – 5 метров, ширина (канала, наименьшая) – 34 метра. Есть отдельные участки с глубиной более 10 м. и шириной до 100 и больше. По Сайменскому каналу могут проходить суда длиной до 82, шириной до 12,6 и осадкой до 4,35 метров. Допускается высота матч не более 24,5 метров.
А теперь на заметку интересный факт о самой Финляндии. Ни для кого не секрет что финны долго пыталась молчать о своем прошлом под правлением Великой Российской империи, сегодня, наоборот, стала почтительно относиться к русским императорам. Если обратить внимание, во время экскурсий и туров по Финляндии можно услышать множество русских названий маршрутов и дорог. В городе Тампере, например, даже есть музей Ленина, одно из самых часто посещаемых туристами мест.
Выборг: российский город-порт объединяющий Сайменский канал и Финский залив
До 1940 года Выборг принадлежал Финляндии, но сегодня этот большой старинный «Город воинской славы», основанный еще в средние века, есть культурным центром Ленинградской области. Здесь находится большое количество культурного наследия страны, которое манит туристов со всего мира. Обязательным местом для посещения всеми приезжими считается Выборгский замок. Этот уникальный памятник западноевропейской культуры расположился на маленьком острове в Финском заливе, а время его создания датируется XIII веком.
Лаппеенранта: город-порт на озере Сайма
Город Лаппеенранта, расположенный на южном берегу озера Сайма носит еще одно, польское название – Вильманстранд. К портовым стенам этого города можно добраться из Финского залива через Сайменский канал. Статус города он получил в 1649 году, а немного позже стал предметом ссоры России и Швеции, которые боролись за право владения им. С большими потерями пережил этот город целых три войны: Гражданская, Советско-финская и Вторая мировая. Сегодня это активно развивающийся промышленный город, во многом благодаря именно Сайменскому каналу. Лаппеенранта также пользуется спросом у туристов, здесь множество спортивных и культурных достопримечательностей, а также много магазинов, благодаря чему, большая часть приезжих, попадает сюда оформляя шоп-туры. Более подробно о туристической стороне этого города читайте в нашей статье:
Лаппеенранта в Финляндии: достопримечательности и история — чем интересны туры в Лаппеенранту
История Сайменского канала
О существующем пути между озером Сайма и заливом знали еще в средневековье, но спроектировать и создать полноценный удобный путь, по которому могли бы ходить морские, речные и озерные суда не было ни возможностей, ни техники. В 19 веке царь-реформатор из династии Романовых построил Сайменский канал для соединения двух граничащих между собой стран России и Финляндии.
Сайменский канал – один из 5 каналов России, построенный еще во времена царствования всероссийского императора и великого князя финляндского Александра I
Во времена правления царя и его сына, Александра II, Великому княжеству Финляндскому уделялось особое внимание : строились города и прокладывались дороги, развивалось промышленное и сельское хозяйство. Не удивительно, что архитектура в старинных финских городах так похожа на российскую.
Вдоль канала был сделан бечевник (дорога, по которой шли бурлаки или лошади). Но уже в 1856 в Выборге было два парохода, которые регулярно курсировали по каналу, а к концу XIX века их суммарная численность достигла восьмисот (если считать и те, которые были на озере Сайма).
Полвека назад, в 1963 году, Советский Союз заключил с Финляндией договор, по которому весь Сайменский канал переходил в пользование финнов на 50 лет. Сегодня за его аренду Россия ежегодно получает оплату в размере чуть больше 1 млн долларов. Срок аренды продлится до 2063 года.
3 этапа строительства Сайменского канала
Любопытно знать, что Сайменский канал пережил 3 этапа строительства. Первое было в 19-м веке, когда Финляндия на правах автономии входила в состав Российской империи. Строительством занимался император Николай Павлович Романов, и открытые канала в 1856 году было приурочено ко дню коронации его сына, Александра II.
Второе строительство, а точнее будет сказать расширение, проводилось в начале 20-х годов ХХ века. Но в связи с началом Второй мировой войны не было закончено. Лишь только после того, как Финляндия и Советская Россия подписали договор об аренде Сайменского канала, там началось масштабное строительство. Продолжалось оно на протяжении пяти лет, с 1963 по 1968 года и завершилось торжественным открытием финского президента Урхо Кекконена.
Любопытно, что строительство Сайменского канала обошлось дешевле, чем был запланировано изначально (да, сегодня и в наших реалиях это кажется невозможным) – в 12 миллионов марок, которые окупились за 25 лет.
Видео — Прогулка по Сайменскому каналу
[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=eaKK-aWa9ag[/embedyt]