Чудные земли «к востоку от Солнца и к западу от Луны» из старых скандинавских сказок с древних времён были населены саамами. Коренной народ, до наших дней проживающий за полярным кругом Скандинавии и Кольского полуострова. Несмотря на суровые природные условия и малочисленность саамов, их культура по-прежнему сохраняется, остается невероятно богатой и даже дополняется новыми веяниями. Самый северный коренной народ в Европе с древних времен занимался кочевым оленеводством и только на рубеже 19-20 вв. стал переходить к осёдлости и перебираться на юг Лапландии, к более мягкому климату. Однако некоторые саамы до сих пор предпочитают комфортабельному современному дому традиционное жилище – чум
Народ 8-ми сезонов
Даже в наши дни саамов называют «народом 8-ми сезонов» по 8 сезонам в оленеводстве: отела, клеймения, счёта, кастрирования и забоя и др. Основой жизнедеятельности в землях Сапми, более известных как Лапландия, издавна было оленеводство, ставшее совершенно неотъемлемой частью культуры северных народов. Олени служили источником пищи, бытового сырья, а также материала для традиционных кустарных промыслов.
Оленеводство — визитная карточка саамов
Сегодня оленеводство по-прежнему остается «визитной карточкой» саамов: для многих разведение оленей – источник дохода, как основного, так и дополнительного. Местные саамские органы управления, во многом благодаря поддержке центральной власти, контролируют состояние основной отрасли саамского хозяйства, поэтому оно находится на весьма высоком уровне и приносит современным саамам внушительную часть дохода.
Даже организация современных саамских поселений в первую очередь подчинена нуждам оленеводства: каждое поселение охватывает несколько хозяйств и располагает отдельной огороженной территорией для выпаса. Однако совсем немногие саамы в наши дни держат исконные оленеводческие хозяйства, и поэтому ныне разведение оленей больше похоже на обычное производство мяса.
Основы саамской культуры
Преемственность поколений – одна из основ сохранения саамской культуры. Сформировавшийся за долгие годы образ воспитания детей у саамов предполагает постоянную связь с традициями, благодаря чему молодые саамы очень хорошо знакомы с родной культурой, и почти все владеют саамским языком.
По региону проживания в языке выделяют 3 диалекта, но более 90% саамов говорят на северном диалекте
Культурным образованием молодежи занимается не только семья, но и Саамский парламент (саамский орган управления в Швеции (а также аналогичные органы в Финляндии и Норвегии)). Созданный им Саамский образовательный центр в Йоккмокке – настоящий светоч народных промыслов, где каждый желающий (в основном, это молодые люди) может обучиться народному ремеслу.
Народное ремесло
Традиционно, саамское народное ремесло подразделяется на жёсткое и мягкое. Первое – мужское. Мужчины у саамов занимались изготовлением украшенных резьбой посуды и оружия из твёрдых оленьих рогов, а женщины – ткацким делом, изготовлением украшений и корзин из природных материалом (нередко основным источником сырья для производства были те же олени).
Приобрести их можно в специальных лавках в крупных городах (например, в Стокгольме) или в самой Лапландии. Не менее ценно и то, что продукты ремесла соединяют в себе природные материалы, функциональность и северную традиционность. Однако не чужды традиционному и современные стили, которые органично вливаются в саамское ремесло, постоянно обновляя и развивая его.
Национальный костюм
Не только ремесло, но и традиционный костюм саамов – колт — также испытывает влияние современности, хотя нынешние саамы уже не носят его в качестве повседневной одежды, а надевают на традиционные празднества и большие семейные события. Сейчас существует около 12 вариаций народного костюма: женских и мужских.
Саамское пение
Неотъемлемый атрибут каждого народа, музыка — тоже сохранилась в современной культуре саамов и ныне сочетается с другими направлениями.
Йойк – традиционное саамское пение, которе должно передавать «самую суть» того, о чём поётся в песне
Искусством народного пения овладеть непросто, оно передаётся из поколения в поколение, поэтому существует огромное количество его вариаций. В том числе и тех, которые появились под влиянием современной музыкальной культуры.
Читайте также:
Неразрывная связь с традициями, их сохранение и совершенствование делает саамов поистине исключительным народом. Конечно, их относительная малочисленность и небольшая локальность проживания не оставляет им иного выбора, но именно суровость условий проживания и крепкая связь поколений сыграли решающую роль.
Сохранение языка, традиций, исконного хозяйства, самоуправления на том уровне, которому могут позавидовать иные малые народы – то, чем сегодня саамский народ может, действительно, гордиться.
Видео — История саамов
[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=jgcU3Y7pjRo[/embedyt]
Финляндия в древности
Финская нация формировалась под воздействием финно-угорских и уральских племен, которые проживали на территории меж Волгой и Уральскими горами еще в эпоху неолита. Нынешний финский народ является потомками этих племен, которые собрались здесь из разных регионов на протяжении веков. Наиболее ранние следы пребывания человека на территории нынешней Финляндии относятся к раннему мезолиту, это около 8 — 9 тыс. лет до н. э. Еще в те времена на побережье финского залива существовали стоянки охотников, которые использовали орудия из местного кварца. Это была так называемая культура Аскола. Преимущественно они охотились на северного оленя.
В это время на побережье страны сформировались культуры, относящиеся к развитому мезолиту. Для этого времени характерно использование примитивных топоров и других орудий из сланца, кварца, диорита, диабаза. Преимущественно тогда образ жизни людей был кочевой. Занимались они ловлей рыбы, охотой на птиц и зверей, промыслом тюленя.
Общее название этих культур — «суомусъярви», те люди генетически были связаны с мезолитическойстонской культурой Кунда
Скорее всего, люди в мезолите с двух сторон проникали на территорию нынешней Финляндии. Одно направление через Финский залив по морю. С другой стороны — через Карельский перешеек по суше. Предков современных финнов можно считать язычниками.
История Финляндии в IX-XI в.в.
Финские племена, которые пришли через Ботнический залив из Швеции в X в., обосновали поселения на западном побережье Финляндии. Ими вскоре было создано свое государство. Южная Финляндия. Во времена викингов, то есть в 9-11 вв. располагалась на торговом пути, ведущим «из варяг в греки». В это время отмечено у Финских племен появление социальной дифференциации.
Ддля распространения своего влияния шведами, начиная с середины XI века, были организованы крестовые походы. Эти походы привели к постепенному покорению шведами многих финских племен, которые были ослаблены внутренними распрями.Шведские и датские миссии закрепились на западе Финляндии к началу XII в. Для двух северных держав этот регион стал объектом жестокого соперничества. В середине двенадцатого века шведские феодалы начали завоевание Финляндии.
Следствием трех крестовых походов, прошедших в 1157, 1249 и 1293 годах шведами стало покорение всей Южной Финляндии до Карельского перешейка
Еще первый крестовый поход шведов против язычников-финнов увенчался успехом. На юго-западной Финляндии началось распространение христианства. Результатом Второго крестового похода стало покорение центральных районов южной Финляндии. Третий поход привел к распространению власти шведов на восточные районы. Шведы на завоеванных землях соорудили крепости. Шведское государство освоило восточный Балтийский регион. В те же времена на эти же земли претензии предъявила Россия, которая искала морской выход в Европу.
Читайте так же:
Финляндия в XIV-XVI в.в.
В ходе вторжения в карельские земли произошло столкновение шведов с новгородцами, которые пришли защитить местное население. В 1323 г. военный конфликт завершился, был подписан Ореховский мирный договор. По этому договору новгородско-шведскую границу устанавливали, начиная от Карельского перешейка далее к озеру Сайма и на северо-запад, она вела к восточной засти Ботнического залива. Границу со Швецией Финляндии провели по реке Торнионйоки в 1374 г. С вступлением на шведский престол короля Густава Вазы в 1523 г. началось проведение церковной реформации.
Поддержанный дворянами и горожанами король провел отторжение у католической церкви земель и иного имущества.Границу между Швецией и Русью впервые определили в 1323 г., причем земля финнов полностью входила при этом как составная часть в Шведское королевство. Период унии провозглашенной Данией, Норвегией и Швецией (1397-1523) у Финляндии была широкая внутренняя автономия.Воцарившаяся династия Ваза в Швеции установила более эффективное правление в Финляндии. В тоже время становился финский литературный язык. Отцом финского языка называют священника Микаэля Агрикола, начавшего перевод библии на финский язык. Начиная с 1548 года, церковные службы велись на финском языке.
Финляндия в XVII веке
Швеция в начале XVII в. завоевала Приладожскую Карелию. Тогда была совершена попытка обращения местных православных жителей в лютеранство. Тогда половина карелов ушла в Россию. Финские протестанты поселились в покинутых деревнях, притесняя малочисленное православное население.В те годы усилилось в Финляндии шведское влияние. Во времена короля Карла XII Финляндию превратили фактически в ряд обычных губерний.К началу XVII Финляндия была самой бедной провинцией Швеции.
Война расстроила хозяйство, привела к обнищанию населения.Следствием Великой Северной войны (1700–1721) стала оккупация Финляндии русскими войсками. Войну сопровождали голод и эпидемии. Почти половина населения страны погибла. Известно, что в 1721 здесь осталось всего четверть миллиона жителей.
Когда Карл XII умер в 1721 г. Швеция подписала Ништадский мир. Согласно этому договору Швеция лишалась Ингрии, а также части Карелии. В конечном итоге Финляндия стала в шведском королевстве «бедной родственницей». Стокгольм мало интересовала его восточная провинция, разве что когда затрагивались его собственные интересы.
Видео — Краткая история Финляндии
[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=eQS4ki-lZ5I[/embedyt]
Культура Финляндии
Культура Финляндии корнями своими уходит в верования и обычаи древних финнов. Древние люди до возникновения христианства почитали «духи природы» и «силы земли». Они молились десяткам языческих богов, из которых наиболее почитаемыми у древних финнов были верховный бог Укко, который символизировал гром и молнию, а также жена его — мать природы Рауни. Неотделимо природа связывалась с религиозными воззрениями. В те времена верования неразрывно сливались с повседневной жизнью. Этот факт в значительной степени препятствовал распространению христианства, которое уже начало проникать в Финляндию и с Запада, и с Востока.
Начало проникновения христианства в Финляндию относят к концу первого тысячелетия нашей эры
В период 12 — 14 вв. на территории нынешней Финляндии происходила ожесточенная борьба между Новгородским княжеством и Шведским королевством. Ореховский мир заключили в 1323 году. По этому договору за Швецией осталась Южная и Западная Финляндия, а большая же часть Карелии досталась к Новгороду.
На формировании национальной финской культуры сильное влияние оказывали и католическая, и православная церковные культуры. В национальном эпосе «Калевала», который из руин собрал видный финский просветитель Элиас Ленрот, отражена сила традиционной культуры. Этому служит доказательством тот факт, что в финском языке доля заимствований составляет только 15%.
Финская культура в 19-м веке
В качестве древнейших памятников финского зодчества можно привести деревянные церкви с колокольнями, а также средневековые замки-крепости. Время строительства этих архитектурных сооружений — ХVIII век. Их строили народные мастера — плотники. К ценнейшим архитектурным сохранившимся историческим памятником Финляндии относят Кафедральный собор в г. Турку, который построили в конце ХIII века. Впоследствии он стал главным храмом лютеранской финской церкви.
Читайте так же:
Достопримечательности Турку: поместья, замок, парки, все для туриста, любящего историю
Следи виднейших представителей в финской архитектуре ХIХ в. неоклассицизма следует назвать К.Л.Энгеля (1778-1840). Он создал вокруг Сенатской площади в Хельсинки монументальный архитектурный ансамбль, является автором проектов многих усадеб, церквей и других зданий.
Читайте так же:
Достопримечательности Хельсинки: что стоит увидеть и где побывать в столице Финляндии
Финская архитектура конца девятнадцатого столетия характеризуется стилем национального романтизма. Его идеи заимствованы из архитектуры средневековых церквей, деревянного карельского зодчества и распространенного в Европе в то время стиля «Югенд». Среди виднейших представителей этого течения называют Элиеля Сааринена (1873-1950), Армаса Гезеллиуса (1874-1916) и Армаса Линдгрена (1874-1929).Ими было создано собственное архитектурное бюро, спроектировано в Хельсинки здание Национального музея, а также усадьба-ателье Виттреск поблизости от Хельсинки.
Финская культура в начале 20 века
В качестве главного архитектурного сооружения Э.Сааринена в Финляндии называют здание железнодорожного вокзала в Хельсинки, в котором сочетаются черты национального романтизма с классицизмом. В более позднее время по проектам Э. Сааринена построили значительное количество зданий в США, архитектор туда переселился в 1923 г. Также в стиле национального романтизма выстроено здание Национального театра. Автором того проекта является Онни Тарьянне. Еще целый ряд иных общественных и жилых зданий.В двадцатые годы прошлого века преобладали идеалы классицизма, эти годы отличались более рациональным стилевым мышлением. Среди наиболее монументальных воплощений этого архитектурного стиля называют здание парламента, которое спроектировал И. С. Сирен (1889-1961).
Начиная с конца двадцатых годов, свое развитие в архитектуре Финляндии получил функционализм. Наиболее известный представитель этого течения — это Алвар Аалто (1898-1976). Его талант нашел свое проявление во многих областях зодчества. Он планировал городские массивы, сельские населенные пункты, создавал проекты отдельных зданий, имевших общественное назначение, разрабатывал интерьеры и дизайн. В общей сложности А. Аалто принимал участие в 71 конкурсе, из которых 27 проектов архитектора получали первую премию. Именно им создан известный дворец «Финляндия» в Хельсинки. В период с 1943 по 1958 год А. Аалто являлся председателем финского союза архитекторов.
Видео — Интересные факты о Финляндии
[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=ltXzi_g327o[/embedyt]